У меня на пасеке появилась злая семья. Осмотр ее был сущим наказанием – пчелы набрасывались, как свирепые псы. Дым помогал мало. Поэтому-то толком осмотреть ее было проблематично. Мало того, что доставалось мне, так еще и соседям, хотя те и жили в50 метрах от пасеки, а она, как и положено, была огорожена двухметровой плотной живой изгородью.

 

    Логика подсказывала,  самый простой выход – расформировать семью: улей отнести подальше в сторону, подождать, пока с него слетит летная пчела, маломедные рамки и рамки с расплодом и ульевой пчелой (изымать их станет намного легче, ведь не будет летной агрессивной пчелы) присоединить к слабым и средним по силе семьям. Летная пчела, не найдя своего «домика», также через время разлетится по ульям пасеки. Однако семью было жалко. Их у меня тогда было не так уж и много, а эта, кроме злобности, отличалась хорошей продуктивностью. Кроме того, я когда-то уже действовал подобным образом. Тогда летная пчела, не найдя своего жилища, устраивала такую расправу над всем, что двигалось в радиусе 250 метров от пасеки, что в течение двух дней ничто живое ни носа, ни клюва не могло показать из дома, будки, курятника, хлева и так далее. Понятно, что у меня были большие неприятности. Поэтому я решил поменять матку в надежде, что новое поколение пчел не будет таким злобным.

    Но легко сказать – поменять матку! Она была немеченая, семья сильная, поэтому найти ее было непросто. Тем более, что уже через несколько минут осмотра масса агрессивных насекомых с пренеприятнейшим звуком облепляла куртку, брюки, проникала в складки одежды и устраивала свой нетерпеливо-возбужденный «танец живота» с единственной целью – воткнуть в нарушителя свое жало. В воздухе явственно ощущался запах яда и перевозбужденных насекомых. Он мобилизовал к атаке новые полчища пчел. Работать в подобных условиях было абсолютно невозможно…

    Поэтому я поступил следующим образом. Утром осторожно прикрутил саморезами к нижнему летку небольшую деревянную веранду и закрыл ее кусочком разделительной решетки. К прилетной доске этого же летка прислонил большой кусок ДВП. В первой половине дня, во время хорошего лета, взял помощника, вручил ему в одну руку дымарь, в другую – «Росинку». Затем, закрыв верхний леток, стал вынимать из улья рамку за рамкой и стряхивать пчел на ДВП, сметая самых цепких пучком травы. Рамку без пчел ставил обратно в гнездо на прежнее место и брал следующую. Помощник вовсю дымил и поливал пчел водой. Действовать старался быстро, и уже через 5 минут все обитатели улья оказались вне жилища. Закончив процедуру и закрыв улей, мы быстро ретировались. Пчелы так толком и не успели сообразить, что прои-зошло. Довольно быстро они зашли в улей, а через 20 минут на прилетной доске, в компании немногочисленных трутней, удалось разглядеть и матку, которая тщетно пыталась протиснуться сквозь преграды разделительной решетки. Ликвидировав прародительницу столь «кровожадных» чад, во второй половине дня на расплоде на выходе я поместил под колпачком молодую плодную матку. Когда пошли третьи сутки, проверил семью на наличие свищевых маточников (найденные уничтожил), а на четвертые – освободил матку. Ее благополучно приняли. А новое поколение пчел действительно стало добрее.

    Поиск матки подобным образом нельзя назвать совершенным, но при определенных обстоятельствах он вполне приемлем.

    Спустя несколько сезонов ситуация повторилась – у меня на пасеке снова появилась лютая семья. Стряхнуть пчел у летка зарешеченной разделительной решеткой на этот раз было сложнее, так как семья занимала три корпуса многокорпусного улья. Поэтому поступил следующим образом. Улей со злой семьей отодвинул на два метра в сторону. На прежнее место поставил 10-рамочный улей, который скомплектовал, чередуя рамки суши с рамками вощины. В центре поместил клеточку Титова с молодой плодной маткой. В течение дня вся летная пчела слетела в этот улей. На следующий день заклеил выход из клеточки кусочком вощины, а еще через несколько дней проверил прием – матка благополучно начала червить, пчелы понесли пыльцу и нектар. Отставленная в сторону семья стала значительно спокойнее. Ее удалось благополучно пересмотреть, перекомплектовать и поменять матку. Последнее, учитывая, что в семье осталась молодая, нелетная пчела, не составило труда. Накануне главного взятка я объединил семьи, пчелы оставили лучшую матку и успешно работали на сборе меда.

Л. Близняков

Количество просмотров материалов
898352